block

Интервью Cuprum'а (ДIALOГ) для журнала "Слово"

Автор Nelson Sufi

Интервью Cuprum'а (ДIALOГ) для журнала "Слово"

Ещё в начале 2000-х в Москве возник рэп коллектив под названием ДIALOГ. Постепенно он превратился в творческое объединение, чья деятельность не ограничивалась рэпом и музыкой. Сегодня этой команды нет, но многие её участники продолжают заниматься творчеством. С одним из основателей ДIALOГa, а в данный момент центром проекта Microelement, сценаристом и режиссером – Cuprum’ом мы и поговорили о его проектах в музыке и кино.

Интервью Cuprum'а (ДIALOГ) для журнала "Слово"

Ты читаешь рэп более 10 лет. Расскажи об истории творческого объединения ДIALOГ и о твоём новом проекте Microelement.

ДIALOГ как группа появилась в 2001 году, когда я и Новик объединили свои навыки (мастерство написание музыки – Новик, и мастерство написания и чтения слов – Cu) и записали первые трэки на профессиональных студиях. К 2005 году, к моменту выхода дебютного альбома «Развилка» (Rap Recordz) мы сформировали и сформулировали свой стиль – интеллектуальный и визуальный хип-хоп. После чего диапазон нашего творчества стал расширяться – мы сами снимали клипы на свои песни, вместе с друзьями-коллегами снимали короткометражные фильмы – так ДIALOГ стал консолидирующим центром для творческих поисков людей, живущих с нами на одном районе. Проект просуществовал до 2010 года – после выхода третьего релиза – EP «Дорога Визионера» – наши с Новиком пути разошлись. И появился сольный виртуальный проект MicroElement, принципом которого стала интерактивная, удалённая работа над трэками с хип-хоп композиторами из разных уголков нашей Родины. И конечно идеи визуального и интеллектуального хопа получили здесь своё развитие.

Альбом Microelement – «Принцип добра» обращается к темам внутреннего мира и жизни человека, но не менее важной темой альбома является хип-хоп культура. Также ты участвовал в круглом столе на тему «Хип-хоп - это культура?» на радио МГУ «Факультет». Расскажи о выводах круглого стола и твоём взгляде на этот вопрос?

Без сомнения, хип-хоп – глобальная общемировая уличная культура с несколькими мощными стволами и глубинными корнями, которые, кстати, лежат в традиционном русском обрядовом творчестве (народном танце и искусстве речитатива - «плетении словес»), а не американском джазе, как принято считать. Любая серьёзная Культура – это прежде всего диалог о Вечных Вопросах и Ценностях, и это всегда обращение к Высшему Смыслу – поиски Истины. Конечно, всё это было и есть в хип-хопе, однако в последнее время хип-хоп (русский) значительно опошлился, деградировал в нравственном смысле – ненормативная лексика (мат) стала почти «нормой». Конечно, это не имеет ничего общего со словом Культура, наоборот, такие тенденции губят языковую Культуру, превращая её в бескультурье – низменное развлечение черни – глупой, пошлой толпы. Русский язык вместо того чтобы обогащаться благодаря искусству речитатива, наоборот, упрощается и грязнеет.

Насколько вообще молодому поколению, на твой взгляд, понятна презентация хип-хопа как культуры? Большинство ведь рассматривает его как набор творческих форм или вообще просто развлечение?

Элитарная прослойка ценителей и авторов всегда малочисленна, но именно она двигает развитие любого искусства, и хип-хопа в частности.

И какие результаты принесёт распространение подхода к хип-хопу как к культуре?

Отвечу словами Стика из DC MC: «Разумные ребята никогда не ходят по пути попа… Попса – это поток попсового сознания! Попсовое сознание – это посовые желания!».
Так что кто знает – тот поймёт. Распространение отношения к хопу как к серьёзному большому направлению в Искусстве поможет кому-то задуматься об этом. А дальше сам человек сделает выбор. И, может, начнёт фильтровать то, что он несёт в этот мир. Задумается над ответственностью автора. А это уже огромный шаг вперёд!


Расскажи о лейбле Прайм Райм Продакшн. Какие релизы готовит лейбл сейчас?

Только что вышел отличный сборник «Обычный хип-хоп 5». О дальнейших планах лучше спросить YG или Вбита.

Ты преподаёшь режиссуру в МГУ и пишешь сценарии. Твой взгляд на развитие клипмейкинга в хип-хопе? Какие тенденции позитивные и негативные ты бы отметил?

На мой взгляд, главная проблема не только клипмейкинга, но и кино – формализм. Создатели видеоработ больше думают о форме (картинке), чем о содержании (смысле, послании, которое они несут) и это в корне не правильно! Красивая картинка зачастую губительна для Идеи, так как отвлекает от неё (от сюжета, истории), уводя в пустое любование кадром. Хотя, это не значит, что искусство не должно быть красивым. Должно! Гармония формы и содержания – это и есть подлинная красота Искусства!

Доступность клипов и их популярность сделали видео чуть ли не обязательным средством рекламы альбомов. Не теряется ли за этой рекламной функцией, понятие клипа как формы искусства?

Можно по пальцам пересчитать клипы, которые стоит назвать произведениями искусства. 99% клиповой продукции – это реклама музыкального товара. И в этом она выполняет свою функцию.

Расскажи о твоём фильме «Отражения». Что стало основой для его идеи?

Отправной точкой стало место – котлован, который я обнаружил в 2007 году неподалёку от дома. Идею, которую я выразил в фильме можно определить как: «сны способны влиять на нашу объективную реальность». Формой сна (фильма) стало зеркальное отражение видимого мира. Поэтому весь фильм снят через зеркала, так чтобы зритель чувствовал изменённое состояние мира, но не понимал, почему и как оно изменено. Для меня это был колоссальный опыт. Я многому научился и понял, работая над этой короткометражкой.

Посмотрев «Отражения» я вспомнил фильм Андрея Тарковского «Зеркало», хотя на прямую они и не связаны. Повлияли на тебя фильмы этого режиссёра? Твой взгляд на размытое понятие артхаус?

Да, если б не было фильма Тарковского, вероятно, я бы назвал свой фильм именно так)).
Что касается понятия «артхаус» – то оно и вправду слишком размытое. Мне гораздо больше нравится термин «авторское кино», которое и является элитарным направлением кинематографа. Жанровый, мэйнстримовый поток паразитирует на «авторском», тогда как авторы (бунтари) стремятся сказать своё Новое Слово по-новому! Поэтому авторское кино редко обращается к героям без страха и упрёка (а-ля античные герои) и редко предсказуемо, в отличие от коммерческого кино, нацеленного на финансовый результат – кассовые сборы. Авторы руководствуются в первую очередь не деньгами, а Идеями – поэтому они плодотворней, свежей и интересней мне.


Сегодня многие музыканты снимают кино и многие актёры играют музыку. Хотя каждый вид творчества имеет свою специфику и по-своему отражает окружающий мир. Твой взгляд на взаимосвязь музыки и кино?

Всё зависит от человека. Кино и Музыка абсолютно разные виды. Кино конкретно в своих образах, Музыка (в чистом смысле) всегда абстрактна. Лично я всегда хотел научиться писать и связывать звуки инструментов, но мой инструмент слово, поэтому я занимаюсь своим делом и не пишу музыку. Главное что объединяет эти две музы – это то, что они безграничны и любой человек может узнавать, открывать и выражать в них себя! Творчество как путь не имеет горизонта! И это действительно круто! Музыка, как и кино не могут иссякнуть – главное не иссякнуть идеям и вдохновению! Поэтому надо держать себя в форме! И постоянно развиваться!

Что является связующим звеном направлений твоего творчества – как МС, сценариста и режиссёра?

Слово.

Над какими творческими проектами ты работаешь на данный момент?

Сейчас я занимаюсь монтажом собственного документального фильма, посвященного пожилому поколению наших бабушек и дедушек (ветеранам). И пишу сценарий полнометражного игрового фильма о русском брэйк дансе (хип-хопе).

Скачать альбом: MicroElement - "Принцип добра"
Cupum в VK: vk.com/id81086221
ДIALOГ в VK: vk.com/club2521249

Автор: Nelson Sufi
Журнал "Слово" в VK: vk.com/club10364610
Источник: slovomag.com/index.php/magazine/173-qslovoq-16
Скачать 16ый номер в формате pdf: yadi.sk/i/pxX0S8rA4pglpQ
Организация интервью: HandsAndLegs

        ТЭГИ: Слово журнал, Cu (MicroElement)