block

Интервью Aleksey Handle для журнала "Слово"

Автор Nelson Sufi

Интервью Aleksey Handle для журнала "Слово"

Aleksey Handle – основатель промо-лейбла HandsAndLegs с семилетней историей. Aleksey Handle может многое рассказать о хип-хопе в России последнего десятилетия. Он не только работает со множеством молодых и уже хорошо известных исполнителей, но и сам пробовал себя в различных направлениях хип-хоп культуры. Об изменениях в лейблах, интернете и в целом в российской хип-хопе последнего десятилетия Aleksey Handle нам рассказал в этом интервью.

Интервью Aleksey Handle для журнала "Слово"

Ты начинал с брейкинга, потом было множество проектов и в сфере рэп-музыки, и в продаже дисков и аксессуаров, и в области информационной поддержки артистов. Сегодня именно последнее направление деятельности главное для тебя. О нём мы поговорим чуть позже, а пока расскажи о ранних проектах.

Привет! Ну, брейк-данс это было самое первое, это тот момент, когда я в четырнадцать лет вышел на улицу. Не очень хочется писать стандартную нудятину, которая фигурирует во всех историях как кто начинал, вкратце: брейк, улица, город джунглей, рэп, безбашенное детство, друзья, алкоголь, первый рэп, граффити, выезды на первые фестивали. Замечательное время, местами трудное и хулиганское, но было здорово!

В середине 2000-х ты занимался продажей дисков в интернете. Потом этот проект ты закрыл. Сегодня, как известно, диски продаются плохо, но, всё же, твои коллеги из gmusic.ru до сих пор существуют. То есть всё-таки можно сделать эти продажи прибыльными?

Да, HandsAndLegs родился из интернет-магазина. Я уже учился в университете и воплощал задуманное ранее, магазин, торгующий хип-хоп аксессуарами и дисками. Конкурентов не было, интернета с выложенными альбомами тоже не было, договорился с крупными лейблами, с почтовым отделением на «без очереди» и остальные блага, заработанных денег хватало на стандартные студенческие запросы. От магазина появились первые знакомства с конторами и исполнителями. В любом случае, это было интересно, и была вероятность при грамотной рекламной политике, что это выстрелит, но со временем я понял, что это утопия, что я трачу много времени на магазин, а отдача совсем не соответствует вложенному. Появился конкурент GMusic.Ru, вместо того, что бы хейтить, я подружился, начали общаться, в итоге я отдал им свой магазин в аренду, у них оказалась монополия на рынке. Затем мы поняли, что аренда бессмысленна и каждому только в напряг, и я, сделав рассылку по клиентам, полностью распрощался с магазином, почувствовав большое облегчение, т.к. как у меня уже наклёвывались другие интернет-проекты, которые были мне более интересны. Это всё история, а по поводу есть ли перспектива у этого, я думаю, что всё, уже нет. Джим Юзик параллельно открыл магазин бумерангов, надеюсь, и ещё что-то придумает, как зарабатывать деньги, диски уже никто не покупает, тупо нет смысла покупать, где их слушать-то, дома в муз. центре как идиот, сидя на диване или захламлять машину ?! Мне в данный момент интересны лицензионные диски только с оригинальными оформлениями, по типу как L’Tune сольный альбом издал.

Ты входил в состав рэп-коллективов Unknown Artists и Prime Evilz Family. Читаешь ли ты рэп сегодня? И как менялся твой рэп за эти годы?

Альбом UA был тоже маленькой победой, мы – ребята из Подмосковья, без, по идее, каких-либо вообще перспектив смогли добиться выхода альбома на лицензионном носителе на Монолите при поддержке кучи сайтов и людей, были и совместки на тот момент с известными людьми, о нас показали репортаж на A1TV, нас поддержала фирма одежды «Carhartt», было турне по Подмосковью небольшое. Это был хороший добрый подростковый альбом, сейчас, конечно, это слушать невозможно:). Но я горжусь этим проектом!
PEF это рэп-даркуха, это не группа, это коалиция, в которую мы входили с ребятами. Праймы выпускали(-ют) релизы южного направления с рэп-артистами из Атланты и прочих южных городов USA. По мере возможности я читал свои куплеты на эти релизы, когда ещё читал рэп.
Получилось следующая ситуация, что я, чтобы продвинуть свой рэп, начал вращаться в кругах и заводить связи, и до того довращался, что забросил рэп и начал заниматься всякими совершенно другими делами непосредственно уже внутри всей этой каши с названием русская хип-хоп «индустрия».
Сейчас я совершенно не читаю рэп, последняя целековая доделанная композиция была в 2008-ом - Handle (ft. Юшер, Сибирский ТТ) – «Творческий кризис», поищите, кому интересно, в этом треке полностью отражается суть моего творческого кризиса, случившегося в 2008-ом году.
Спустя несколько лет я начал делать проект ремейков, это вокальный проект на английском и русских языках. В большинстве своём это были переделанные треки европейской певицы Ayo, с которой потом мы встретились, и я, как главный российский фанат, прогулялся с ней по ГУМу, мы пообщались перед её концертом в Доме Музыки, я замутил ей фотосессию. Также я переделал по треку Ian Van Dahl, Phonique и Насти Стэйши. Данный проект является некоммерческим, музыка для души, это рождалось, потому что душа пела. Пока в готовом варианте есть всего пять треков, над каждым я работал больше года. Разумеется, это всё не может быть издано, и это сделано для себя и для близких людей, кому понравился мой проект, он летний, свободный и, на мой взгляд, интересный.


В целом направленность рэпа в России за последнее десятилетие очень сильно изменилась. Оценки этому процессу дают разные – от восхищения «хип-хоп революцией», которая якобы произошла, до оплакивания «хип-хопа, который мёртв». Тебе какая из этих точек зрения ближе?

Я находился где-то рядом давно и видел прекрасно как затухают и образуются крупные лейблы. Был такой момент, когда уже и 100pro перестало быть диким авторитетом для людей и Rap Rec потихоньку сводили свою деятельность на нет. И года полтора вообще было безжизненно как-то, и случилось так, что одновременно взорвали Noize, Centr и Баста, также очень крутые движи наводили Каста, KREC, Кровосток, Иезекииль 25:17 и ещё ряд коллективов, которые своим разноплановым творчеством втянули в ряды хип-хоп слушателей абсолютно разных людей, которым раньше рэп-музыка была абсолютно чужда. Это были клерки, районные пацанчики, парни из качалочек, школьницы, обычные девушки, любители всякого рода наркотиков и т.д. И в тот момент, когда на рэп-концерт начали приходить не только рэпперы, но и все подряд, и произошла «хип-хоп революция» по моему мнению. Топовые артисты начали ездить по стране с дичайшими гастролями за большие деньги, шли все эти фестивали масштабные, начали брать рэп на ТВ, начали снимать «Битвы за Респект», организаторы начали привозить толпами иностранных гостей, которых когда-то все мечтали увидеть, и всё пошло в гору, рэп стал модным. Было очень здорово, потому что это было резко и интересно. Сейчас же, со второй половины 2011го пошёл спад, люди в Москве перестали ходить на иностранный рэп, потому что он уже приелся, провинцию закормили отечественными исполнителями. Чуть ли не каждую неделю в городах средней величины выступают известные рэп-артисты, исполнители запичкали интернет кучей однообразных отштампованных клипов, снятых на фотики, появилось огромнейшее количество шлака из-за развития интернета, каждый теперь артист, в результате чего молодому поколению сложно разобраться и понять что к чему и что круто, а что нет. На некогда самый масштабный ежегодный фестиваль «Splash» с иностранными знаменитостями и со всеми рурэп артистами в списке выступающих пришло сорок-шестьдесят человек, о чём ещё тут говорить. Ещё считаю, что современный русский рэп утратил тот дух, который был когда-то, нет той романтики и нет запаха хип-хопа в воздухе на мероприятиях сейчас.
Я уже перестал слушать русский рэп, потому что это сейчас в основном «рэп о рэпе», никто не создаёт свой неповторимый мир в музыке, отдельно могу выделить сейчас пожалуй Sayaf’а (Израиль) и Макса Коржа (Беларусь) это единственное, что мне понравилось за последние полгода, свои чёткие стили, музыка, которая выносит слушателя из повседневности. Из топовых отмечу Касту, Басту и Нойза. А все эти группы одинаковые про дудку в одной манере вообще отвратительное явление, я в ужасе вообще, что школьники могут расти на этом дерьме.


Знаю, что у тебя есть несколько увлечений напрямую с хип-хопом не связанных. Но в человеке всё взаимосвязано и, к примеру, прочитанные книги могут оказывать влияние на формирование взгляда на мир и собственных целей. Расскажи о своих увлечениях, их влиянии на тебя и твоё творчество.

Да, я стараюсь читать книги, с детства веду список прочитанных книг. Разумеется, книги влияют на взгляд, на мир, на жизнь, и я считаю, что читать только и стоит те книги, которые способны дать тебе знания, способные изменить тебя в лучшую сторону или открыть тебе что-то будоражащее из научных, исторических, психологических, духовных или эзотерических сфер. Также люблю кино, по возможности снимаю авторское видео «Handle Video», которое, кстати, стало более личным за последние несколько лет. Очень много хожу по рэп-тусовкам, концертам, презентациям, съёмкам и т.д. Думаю, что если бы была премия по Москве «хип-хоп тусовщик года» на каком-нибудь портале/канале, то пару-тройку премий за последние пять лет были бы за мной, читатели моего твиттера подтвердят.
Какой-то период активно ходил по купонам по ресторанам и барам, смотрел – где как что.
Стараюсь быть разносторонним, катаюсь на картинге, играю в боулинг со стариками с хип-хоп.ру, бываю на всякого рода культурных мероприятиях, недавно играл в кёрлинг впервые, даже на чемпионат по кикбоксингу не так давно ходил поддержать старую знакомую Анастасию Янькову, которая стала чемпионкой России по тайскому боксу.


В группе промо-лэйбла HandsAndLegs можно прочитать внушительный список представителей российского рэпа, с которыми вы сотрудничали за последние годы. В момент образования лейбла интернет ещё только начинал своё шествие на постсоветских просторах. Сегодня им пользуется большинство молодёжи, и именно интернет стал основной площадкой для рекламы и продвижения артистов. Как в этих условиях изменилась специфика деятельности лейбла, его направленность и основные проблемы его работы?

Я всегда старался следовать трендам интернета, в ЖЖ был тысячником тогда, когда тысячников было меньше трёхсот по всей стране и т.д., соц сети все эти, форумы, всегда стараемся, ищем, разбираемся, с этим нет особой такой проблемы, есть только работа над этим. Интернет у меня, как и у многих, появился сначала через модем, до сих пор помню, как он пищал и кряхтел, когда соединялся. Когда интернет только начал развиваться, мы выпускали диски, использовали паутину для их рекламы, позже, когда уже люди перешли на LAN, мы с Сашей Моду ввели свой интернет-лейбл. Раньше же, может, кто не помнит, первые интернет-релизы выходили на инет-лейблах, и вот наш «GPM» был один из трёх первых подобных лейблов в стране. Мы выпускали релизы знакомых, разных, так сказать, «звёзд» хип-хоп.ру и просто хорошие релизы от случайных людей. Позже база ресурсов и площадок, с которыми мы сотрудничали, была сильно расширенна и задачи ставились уже более глобальные, что позволило нам работать уже с более серьёзными людьми. В общем, можно так сказать, мы следуем тенденциям, и всегда как-то используем новые скорости и новые вариации общения в интернете в своих целях.

Группа HandsAndLegs, действовавшая несколько лет и насчитывающая более четырёх тысяч участников, была взломана и удалена. Я так понимаю, это была чья-то целенаправленная атака? С какой целью это делается?

Одного из админов группы H&L Вконтакте взломали, и группу заспамили вирусными xxx ссылками и контентом, в результате чего злые админы Вконтакта её удалили с концами и после двух недельной переписки так и не захотели помочь восстановить данные находившиеся в ней. Там были отчёты по всем делам за последние три года, очень много информации, очень. Ну и вдобавок потеряли накопленных подписчиков. Сейчас всё восстанавливаем по крупицам и пытаемся нарастить людей в группе. Отсюда мораль: храните всю нужную информацию структурировано на компе, а не надейтесь на соц. сети. На счёт того – целенаправленно или нет, тут уже не узнать, никто не брал на себя ответственность за «теракт».

Сегодня всё чаще говорят о том, что лейблы в их старом виде потеряли смысл. Артист сам может записать трек, сам может его продвигать в сети, сам может пытаться продать на различных международных ресурсах типа cdbaby.com и itunes.com. Согласен ли ты с этим, и какие функции лейбла не может заменить доступность современных технологий?

Я яркий пример того, что если заниматься всем самому, то рано или поздно куда-то свернёшь. Это не правильно, хоть я и не жалею. Артист должен заниматься только тем, что должен писать музыку, вдохновляться и выступать, его не должно колыхать, как намутить нормальный пиар, где выступить, как пробить ротацию, кто бы отфоткал и т.д. Это в идеале, конечно, когда у артиста есть и пиарщик, и фотограф свой, и концертный директор в одном лице с роад менеджером, и кто-то типо продюсера, который решает остальные вопросы. Но на деле всех пиарщиков, директоров и продюсеров десятки, а исполнителей тысячи. Отсюда и идёт самодеятельность артиста во всех вопросах. Команда нужна обязательно, лейбл ли это или тусовка – не важно, главное, чтобы были разноплановые творческие люди в команде, тащащие друг друга вместе к победе. Мне было приятно смотреть как работали Phlatline, когда они ещё все были вместе или Black Star, как держались и держатся друг за друга. У меня самый светлый момент командной игры был в 2009-2010, мы суетили дела с битмейкером tonn_pavloff, Винтом (ex-ЮГ), фотографом Пумом и ещё разными товарищами. У нас был движняк постоянно, каждый в своём ключе что-то делал и производительность была колосальной. С Тоном Павловым у нас вообще был замечательный симбиоз, благодаря тому, что у нас были знакомства в разных кругах, мы занимались разного рода деятельностью, и мы были разного возраста, мы дополняли друг друга. Если я мог общаться и делать дела внутри хип-хопа, но проглатывал язык с серьёзными людьми вне его, то у Антона это было ровно наоборот. У нас были общие взгляды на культуру и большое стремление двигаться вверх. Мы смогли за два года добиться того, что считалось невозможным, а именно – записать и выпустить пластинку «Настоящий Хип-Хоп»*.
* Диск, на котором эксклюзивно под биты Тона записали свои куплеты почти все исторически важные хип-хоп исполнители 80ых-90ых-и начала 00ых.


Ты работал и на телеканале A-One. В ту пору он не был хип-хоп телеканалом, сейчас стал. Эта смена формата – погоня за модой? И насколько она оправдана в условиях, когда больше «потребителей рэпа» смотрит каналы на youtube.com, нежели по обычному ТВ?

На телеканале A-One я работал аж дважды. В 2007ом на проекте «Urban Juice» и в 2009ом начал помогать Чену с «Urbana», созвучные названия, не правда ли?! На самом деле, очень странно как-то всё сейчас на канале и совершенно непонятно, как вообще Толмацкому удалось всё это провернуть. В любом случае, когда я приехал к себе в город и включил A1, я порадовался, увидев там клипы друзей и знакомых, ну то есть там крутят не только иностранный пафосный рэп, как я думал, но и качественные русские рэп-клипы артистов высшего и среднего звеньев. Если бы у меня дома в Москве был телевизор, я бы, пожалуй, включал бы A-One фоном, когда дома находился. Вообще, очень странно, конечно, получилось, то что не было ничего, потом опа и сразу два рэп-канала на кабеле:).
По поводу вопроса YouTube/TV, всё же ещё далеко не у всех интернет высокой скорости, да и есть места, где его вообще нет, так что ближайшие лет пять-восемь TV будет ещё актуально в любом случае, хоть и число телезрителей будет стремительно падать из года в год.


Для лейбла важно постоянно развивать связи с различными СМИ. Следовательно, ты уже многие годы отслеживаешь развитие хип-хоп СМИ в России и соседних странах. Какие ключевые изменения ты видишь, которые могут стать основой для коренного изменения самого понятия хип-хоп СМИ в будущем?

Опять же, последние изменения существенные, это появление двух хип-хоп каналов на кабеле. Сейчас люди уже не сидят на форумах вообще. Остался только один, самый основной, остальные загнулись. Стал никому не нужен myspace и посещаемость ЖЖ стремительно падает. По поводу сайтов: я сейчас насчитываю пять-шесть топовых порталов, остальные ресурсы копируют информацию с них. Люди ушли во Вконтакт и Facebook. Соц сети, тут основной движ сейчас. Появился twitter, появился Instagram, на последний я вообще подсел плотно, последние месяца два, забавная штука. Думаю, что печатных изданий не будет, последнее, что было, это был вполне интересный журнал Invox, который, насколько мне известно, закрылся из-за ограбления офиса, но это слухи.
Прогнозов, что координально будет много нового, пока нет. Всё идёт как идёт.
Набирает оборот движение хипстеров, думаю, они там себе замутят много всего, порталы, ТВ и фото проекты. Там креатив так и хлещет, но они уже по-моему в России захлебнулись в своём креативе, быть хипстером стало модно и туда лезут все, кому не лень. Ботаники всякие и любители убогих выставок на «Октябре» и «Винзаводе» тоже себя в хипстеры записали. Совсем недавно ходил на презентацию журнала «Love Your Work», обойдусь без резких слов, но по мне так это что-то странное.


Какие артисты сегодня постоянно работают с твоим лейблом?

Я принял решение, что не буду брать на себя ответственность тянуть кого-то конкретного, сейчас мне это не надо. Работаю со всеми по чуть-чуть из старых, а так как H&L работает также и на коммерческой основе, то я сотрудничаю с множеством команд начинающих и команд только вот-вот входящих в среднее звено, но стараюсь не помогать уж откровенно плохим исполнителям.

Я так понимаю, многие артисты заказывают какие-то конкретные услуги – организация определённого количества интервью или статей на крупных сайтах, телеканалах? Насколько эффективно такое «разовое продвижение»?
Организация интервью чаще всего это моя инициатива. В большинстве случаев люди заказывают раскрутку альбома или клипа. Разумеется, попадание релиза на ресурсы, откуда люди могут скачать продукт, это ещё не значит, что они скачают альбом артиста, чьё имя первый раз видят. Конечно, по большому счёту инфо повод нужен каждую неделю или хотя бы полторы. Съёмки клипа, клип, сингл, фотосет, участие в фестивалях, видео и фото отчёты, участие в съёмках видео и клипах других людей, качественные либо выгодные совместные треки, постоянное появление в тех местах, где самое хип-хоп пекло, интервью и т.д. Имя нужно зарабатывать, лицо должно быть узнаваемым.

Ещё одно крупное направление деятельности лейбла HandsAndLegs – организация вечеринок. Расскажи о твоих концертных проектах. В частности, о прошедших недавно вечеринках по случаю семилетия HandsAndLegs.

Сказать, что это крупное направление, это, конечно, вряд ли можно, мы просто стабильно делаем две-три вечеринки в год. Делаем на заказ заведений рэп-баттлы, ну и празднуем ДР лейбла. Пять и шесть лет мы праздновали на корабле «Александр Блок», но в этом году он куда-то уплыл насовсем. Поэтому пришлось искать новое место, этим местом стал Hot Dog’s Bar ‘n’ Grill на Курской, как оказалось позже, это один из самых старых баров для съёма проституток, сменивший уже три-четыре названия. Ну, слава Богу, во время мероприятия работниц древней профессии не наблюдалось, они подтянулись уже только к завершению праздника. В целом всё прошло хорошо, в этом году было не так много народа как в прошлом, но и этот год у нас был не таким активным как предыдущий.
Так как в прошлом году «интеллектуалы» жаловались на то, что на корабле царит трэш и хардкор, то в этом году я решил сделать две вечеринки. Первой была хардкор-вечеринка с рэпчиной в баре, указанном выше, вторая – в приличном дорогом заведении Dandy Café by Artem Korolev, на которой выступили мои друзья, исполняющие soul и hip-hop intelligent музыку. Тусовка прошла в рамках вечеринок Soul Kitchen. Среди посетителей данного мероприятия были замечены: Music Hyke, Dj Kid, 5 Плюх, Nel, Nanik, Илья Киреев, YG, Гек, ЗаПолк, Dj Mos, Мот, Катя Нова, Ms.Sounday, Стас Сацура.
Как прошла эта вечеринка, мне, как суетливому организатору, непонятно, но вроде всё получилось хорошо. Все фотоотчёты есть у нас в группе, разумеется.


По прошествии семи лет, оглядываясь назад, как ты оцениваешь результаты работы лейбла HandsAndLegs и какие глобальные цели ставишь на будущее?

По поводу результатов, считаю, что мы сделали невозможное, все, кто так или иначе относится к H&L, мы все сделали то, что когда-то считали невозможным, а это уже здорово! По поводу целей и планов, не люблю говорить о том, чего ещё не сделал. Спасибо за интервью, отвечал целый день на вопросы, слишком много, конечно, всего наотвечал, но короче как-то не вышло:). Так что спасибо тебе, человек, который дочитал это интервью до этого предложения, значит, тебе было интересно, значит, у нас общие интересы и значит, нас заботят одни и те же вещи, а значит, ещё увидимся! МИР!

Aleksey Handle в VK: vk.com/handle
Aleksey Handle в LiveJournal: aleksey-handle.lj.ru
Aleksey Handle в Twitter: twitter.com/aleksey_handle
Aleksey Handle в Instagram: instagram.com/alexhandle
Группа HandsAndLegs в VK: vk.com/handsandlegs
Сайт HandsAndLegs: handsandlegs.ru

Автор: Nelson Sufi
Журнал "Слово" в VK: vk.com/club10364610
Источник: slovomag.com/index.php/magazine/173-qslovoq-16
Скачать 16ый номер в формате pdf: yadi.sk/i/pxX0S8rA4pglpQ
Организация интервью: HandsAndLegs

        ТЭГИ: Handle, HandsAndLegs, Слово журнал