block

Интервью Георг Корг для журнала "Слово"

Автор Nelson Sufi

Интервью Георг Корг для журнала "Слово"

Georg Korg – личность в российском хип-хопе неординарная. Это проявляется не только в его собственном музыкальном творчестве, но и в его проекте – лейбле 299 Records. Этот лейбл впервые в истории российского хип-хопа, начал издавать не только отечественных, но и западных артистов. На сегодняшний день, 299 Records работает уже более десяти лет! Об этом и о собственном видении хип-хопа нам и рассказал Georg Korg.

Интервью Георг Корг для журнала "Слово"

Лейблу 299 Records уже десять лет. Период немалый, тем более в наших условиях, где большинство проектов распадается через год-два после создания. Как ты оцениваешь прошедший период?

Да, десять лет – серьёзный срок. За это время очень многое изменилось. И лейбл вырос, повзрослел. Лейбл с каждым годом стабильно развивается, мы стараемся не повторяться, не стоять на месте, идти только вперёд. За эти десять лет мы выпустили более 70 альбомов, как русских так и зарубежных артистов. Провели практически бесчисленное количество концертов. Я сам объездил практически всю Россию. Конечно, десять лет – срок, когда хочется определённым образом подвести итоги, переосмыслить их. Проанализировать свои ошибки. И идти дальше.

Экспериментальная музыка, выпуском которой ты занимался и занимаешся, за это десятилетие очень сильно изменилась. Как ты отбираешь артистов, с которыми решаешь работать? Если в соответствии с личными вкусами, то каковы они, на чём основаны и что влияет на изменение твоих музыкальных вкусов?

Да, я всегда основывался на своём вкусе. Если мне нравится музыка – мы берёмся за работу. Если не нравится – не берёмся. Тут всё просто. Вкусы у меня достаточно разносторонние, поэтому и музыка на лейбле очень разная. Кстати один из смыслов названия лейбла 299 Records – был раскрыт мной на диске «299 Styles» – то есть это 299 стилей хип-хопа. Ведь хип-хоп очень разный. Но мы стараемся представлять хип-хоп во всём его разнообразии. Главное чтобы музыка отвечала критериям лейбла – профессионализм и искренность. И чтобы она нам самим при этом нравилась.
Но музыкальные качества – не единственный критерий, по которому я выбираю артистов. Здесь большое значение играет и человеческий аспект. В общем, можно сказать, что человек должен быть хорошим – как объективно, то есть обладать определённым рядом качеств – например, обязательность, честность, работоспособность, коммуникабельность. Так и субъективных – чтобы с ним было приятно работать мне и нашей команде. Ведь далеко не все люди друг с другом совместимы в этом.
Мои же вкусы конечно меняются со временем, но в целом я всегда подходил к хип-хопу достаточно глобально. Мне нравятся очень разные вещи. Просто у меня бывают разные периоды, когда больше хочется слушать что-то одно. Это зависит и от сезона, и от погоды, и от настроения.


От себя отмечу, что слышанные мною артисты твоего лейбла, из России, и западные, весьма сильно отличаются. Я лично отдаю предпочтение в данном случае больше западным артистам. И следовательно хочу спросить об особенностях экспериментального хип-хопа и экспериментальной музыки в целом в России. Каковы они? И чего не хватает местным музыкантам для достижения западного уровня, не технологического, это как раз не так сложно, а именно уровня творческих идей?

Должен сказать, мы выпускаем далеко не только экспериментальный хип-хоп. В принципе мы выпускаем вообще достаточно разную музыку. Главное чтобы она была искренной и качественно сделанной.
Россия и мировая хип-хоп сцена очень сильно отличаются, тут сложно даже сравнивать. И речь не только об экспериментальной сцене – это как раз просто следствие. Вообще хип-хоп в целом гораздо более широкое и разнообразное понятие, чем принято обычно считать у нас в стране. Как сказал DJ Shadow – хип-хоп – это не какой-то конкретный стиль музыки, а то как ты её делаешь, как ты вообще подходишь к музыке, определённый образ музыкального мышления. В этом смысле это как раз очень нетипично для России. У нас очень сильно развито какое-то узкое копание в песочницах, причём у каждого в своей песочнице – при малейшем соприкосновении и коммуникации. То есть, грубо говоря, у нас есть например фанаты Wu-Tang, фанаты MF Doom и к примеру фанаты swagga. И они между собой никак не пересекаются. И не понимают друг друга. Во всём остальном точно так же. Есть, например фанаты наркорэпа про бошки и шишки, а есть фанаты наоборот здорового образа жизни, но при этом граничащего с национализмом. И те и те – получается, как идеологические враги друг другу. У нас привыкли драться стенка на стенку – в 90-х это проявлялось как сражения между рэпперами и скинхедами. Теперь же это просто идеологическая вражда, непонимание. У нас очень любят всё разграничивать. Вот это у нас попса, а это андеграунд. Это у нас Wu-Tang, а это Stones Throw, а это dirty south. И слушателю соответсвенно предлагается выбор – на чьей он стороне? А все кто будут на другой стороне – автоматически записываются во враги.
В США сейчас наоборот наблюдается объединение и смешение всего. Всё больше пересечений между андеграундом и мейнстримом, всё больше эклектичных проектов, соединяющих в себе наработки разных видов музыки. Например, очень удачными оказались творческие союзы «южного» рэппера David Banner и более ностальгически классического битмейкера 9th Wonder. Ещё интереснее стал союз другого «южного рэппера» Killer Mike с «экспериментальным» битмейкером El-P. Эти парни не боятся оказаться между аудиториями. Они просто находятся в творческом поиске, объединяют свой музыкальный опыт, который имеет совсем разный бэкграунд. А результат получается очень крутой!
Поэтому, я бы сказал, что русским артистам в основном не хватает широты взглядов, открытости.
С другой стороны многие русские слушатели и артисты слишком склонны ностальгировать. Поэтому у нас до сих пор популярны группы, которые в США уже давно отошли на второй план. Самый яркий пример – это конечно Onyx – они объехали наверно уже все русские города, вплоть до самых маленьких. Но такая склонность к ностальгированию опять же связана с недостаточной открытостью для восприятия нового, отличающегося от того к чему мы уже так привыкли.


Какие артисты, подписанные на твоём лейбле, в момент первого знакомства с их творчеством, стали для тебя важным открытием? Чем они удивили и привлекли твоё внимание?

В основном те артисты, с которыми мы сейчас работаем – это артисты, которых я плотно слушал ещё до возникновения лейбла. И во многом они стали вдохновителями на его создание. Например, участники калифорнийской группировки The Shape Shifters – Awol One и Existereo – были для меня очень серьёзным открытием в своё время. Их музыка очень эклектична и при этом разнообразна. К тому же ещё и непохожа ни на что другое. Если сейчас, например, переслушать ранние альбомы Existereo, то можно найти там много находок, которые гораздо позже всплыли у Aesop Rock. Вообще The Shape Shifters для меня интересны во многом тем, что они очень оригинально сплетают казалось бы совсем уж чёрную хип-хоп культуру с совсем уж не чёрными суб-культурами – например с панк-роком. Причём это проявляется не столько в плане звучания, сколько в плане духа, атмосферы. И при этом, конечно же, The Shape Shifters – одна из самых фантастических групп, то есть у них в творчестве очень многое связано с темами фантастических книг и фильмов. А фантастика всегда была мне симпатична.
Другая подобная группировка, но уже из Нью-Йорка – Monsta Island Czars – тоже по сути супер-группа (то есть там много участников) с фантастической тематикой – каждый из участников там имеет псевдоним одного из монстров из японских фантастических фильмов. И соответсвенно, многие сюжеты альбомов связаны с этим. Мы уже несколько лет работаем с основателем этой группы X-Ray – он же King Cesar. В прошлом году выпустили его альбом «All Hail The King», и сейчас готовим к изданию новый. По звучанию они тоже очень интересны – с одной стороны это более классический нью-йоркский продакшн, с другой – он изобилует сэмплами из фантастических фильмов, что придаёт ему очень интересный колорит.
Другие наши артисты – более электронные калифорнийцы Subtitle и Thavius Beck – это тоже, как бы, уже совсем другой культурный пласт. Они сочетают в своём творчестве хип-хоп бэкграунд с электронным, но при этом Thavius Beck часто добавляет сюда и разные «южные» фишки. Соответсвенно, и тематика текстов, несколько отличается от привычной любителям «обычного» рэпа.
В общем, все эти артисты – уникальны. У них у каждого своя история, свой бэкграунд, поэтому творчество очень разное. Но всех их отличает то, что они не боятся делать искреннюю музыку на творческом потоке, не оглядываясь на моду и спрос. И они не боятся смешивать казалось бы не сочетаемые вещи.


Расскажи о периоде вечеринок в клубе Третий Путь и сотрудничестве с Fattface'ом. Многие отмечают это время как очень продуктивное для 299 Records. Как изменилась концертная сцена и твоя деятельность в этой области с того времени?

Клуб «Третий Путь» – это вообще место, которое заслуживает отдельного разговора. Это один из старейших клубов Москвы. В своё время он успел отпраздновать свой, если не ошибаюсь, четырнадцатый юбилей, вскоре после чего был закрыт. Через этот клуб прошла вся отечественная даб-сцена, включая WK – группу, из которой вышли участники будущей Пятницы. Весь авангардный джаз, включая Сергея Летова. И ещё масса разных хардкор и панк проектов, электронных, экспериментальных, этнических. Можно смело сказать, что клуб «Третий Путь» был в 90-х – начале 2000-х – своего рода боевым крещением. Не выступал в этом клубе – тебя просто нет как музыканта.
И вот собственно в этот клуб мы и принесли хип-хоп в 2004 году, до этого там ничего подобного не было. За три года мы провели там больше десятка концертов, среди которых был большой сольный концерт Big Black Boots. Дебютный концерт тогда ещё малоизвестной питерской группы Krec. Первый сольный концерт культовой московской группы DCMC. Первый концерт Broken Sound. И возможно, что он же и был последним именно полноценным концертом группы. Первый концерт группы Традиция, участники которой позже сделали проект «Копы в огне». Помимо этого было много других тематических концертов, на которых выступали как московские, так и иногородние группы. На этих концертах дебютировали многие герои отечественного хип-хопа – Кот из 43 Градусов, Ларик Сурапов (позже «Копы в огне» и «Canicool»), Розовые очки от ferre, Косарь Слов, Kunteynir, R Chie из Сторон Ра, Труппа Трупов...
Все эти вечеринки мы делали вместе с Fattface. Одно время он был диджеем в моей группе, но потом отошёл от этого, занялся больше организаторской деятельностью. Сейчас он уже много лет работает с группой Каста и ресурсом rap.ru.
В 2006 году мы провели последний концерт в «Третьем Пути» – это была презентация альбома Kunteynir «Вес» – и, должен сказать, это был скандальный концерт. Мероприятие было запланировано как ночное, но во время выступления к нам наведались люди в штатском и объявили, что концерт должен завершиться до 1 ночи, иначе будет плохо всем. В итоге мы на ходу перекраивали программу выступления, что было связано с непонятками с некоторыми из артистов – нашлись настолько желающие выступать, что пришлось даже применять силу и в прямом смысле спускать со сцены... В общем было весело!
В общем-то на этом концерте была поставлена точка в определённом этапе развития лейбла. Можно назвать этот период безбашенным и отрывным, беспредельным.
После этого мы переместились в совсем другой клуб – Ikra. Это уже совсем другая история. Опять же этот клуб заслуживает отдельного рассказа. Ikra на тот момент был одним из самых престижных и передовых клубов Москвы. И опять же мы стали первыми, кто стал делать там хип-хоп вечеринки. То есть из самого андеграундного и безбашенного клуба Москвы мы перебрались в самый престижный... Соответсвенно, и тематика концертов стала меняться. Мы в это время стали активно сотрудничать с зарубежными артистами, стали организовывать их привозы в Россию... Одним из первых таких артистов был Lotek.
Сам же я стал больше ездить с концертами по России.


Сегодня слушатель в Москве избалован большим количеством концертов западных артистов, в том числе и представителей хип-хопа. В то же время в целом массовый рэп слушатель замкнулся на русском рэпе и зачастую вообще не знает имён западных МС, не говоря уже о прослойке экспериментального хип-хопа. Каким ты видишь дальнейшее развитие этой ситуации?

Да, действительно, ситуация не очень радужная. И она ведёт к ещё большему замыканию на себе и стагнации хип-хопа в нашей стране. Слушатель в основном знает один-два десятка зарубежных имён и столько же отечественных. При этом чаще отдаёт предпочтение именно отечественным. С одной стороны это вроде как хорошо, но в том-то и дело что ключевое слово здесь именно «вроде». Потому как отечественный рэп всё больше замыкается на себе и становится всё более однообразным в своей массе. Но слава Богу, что всё же есть люди, которые с одной стороны слушают разный хип-хоп, а с другой – те кто делает такой хип-хоп. Как это водится – таких людей не очень много, но когда авангардная прослойка была в большинстве?

Расскажи о собственном музыкальном творчестве. Какие из твоих проектов существуют на данный момент? Какие релизы готовишь?

Я в основном занимаюсь продюсерской деятельностью – выпуском альбомов наших артистов, дизайном обложек, съёмками видео клипов. То есть во многом моя деятельность в качестве креативного директора лейбла удовлетворяет мою потребность в творческой реализации. Но при этом иногда я всё же выкраиваю время для каких-то своих личных музыкальных проектов. Например, недавно мы отсняли клип на мою композицию «299 rap» – сейчас в интернете уже можно посмотреть тизер этого видео. Другое дело, что работа над моими собственными проектами всегда происходила достаточно долго. В том числе и потому, что я постоянно переключаюсь на работу над каким-нибудь новым проектом наших артистов, которые мне очень интересны. В целом же практически все мои проекты живы в концертном смысле – я всегда готов сорваться с места и поехать в какой-нибудь город и выступить, пообщаться с людьми. Или прочитать лекцию о музыке и хип-хоп культуре.
У меня есть несколько альбомов, которые во многом уже записаны, но ещё не до конца доделаны. Я обычно не ставлю себе каких-то сроков. Тем более что в таких вещах иногда надо просто найти определённое решение, которое бы закончило этот альбом. А порой такое решение можно найти только в определённом состоянии и при определённых обстоятельствах. Поэтому как только – так сразу. Так что ждите новый материал!
А в основном же я работаю сейчас над многочисленными проектами наших артистов. Как отечественных, так и зарубежных.


Отдельно хочу сделать акцент на твоём совместном проекте с Дмитрием Гайдуком. Его «Растаманские сказки» в своё время нашумели. По сути это своего рода театральные проекты. Расскажи о восприятии их публикой, и собственно о публике, которая ходит на такие выступления.

Да, это ещё один проект на стыке. Мы опять же смешали то, что не смешивается. С одной стороны сказки Гайдука. С другой – мою музыку и мои треки. И это всегда была определённая импровизация. То есть, хотя мы и записали несколько сказок в студийном варианте, на концертах мы постоянно отдавались потоку и импровизировали. Здесь есть и доля исполнения по заявкам, но в основном это своего рода диалог со слушателями и друг с другом. Публика на таких концертах немного отличается от обычной хип-хоп аудитории. Хотя, с другой стороны на концерты 299 Records, особенно на мои сольные концерты, часто ходят люди, далёкие от рэп-тусовки.

Ты участвовал в круглом столе на тему хип-хоп культуры, проводимом в прошлом году ребятами из Хип-хоп Союза. На твой взгляд, удастся ли переломить отсутствие интереса и понимания необходимости образования в сфере хип-хопа? Помогут ли подобные круглые столы, конференции и семинары, или народ, повесив на них ярлык «тусовки ботанов», так и останется вне этого образовательного процесса?

Вообще это очень хорошее начинание. Безусловно, такие собрания нужны. И я надеюсь, что подобные мероприятия получат больший размах. Поэтому я желаю организаторам сил и упорства. И, конечно же, буду по мере возможности участвовать и как-то помогать. Подобные мероприятия вообще крайне сложно организовать – сейчас вообще очень сложно донести до людей в музыкальной среде идею о каком-то образовании, тем более образовании в сфере хип-хопа.

По сути же, здесь вырисовывается грань между хип-хопом как развлечением и хип-хопом как саморазвитием. У большинства народа с саморазвитием обычно туго дела идут, тем более в условиях, когда в главные ценности возведены бесконечное развлечение и глупые «сенсации», подменившие информацию. Что ты думаешь по этому поводу?
Этот процесс в принципе всегда происходил. В США на протяжении всех сорока лет истории хип-хопа постоянно велась борьба с одной стороны материалистов и наслажденцев, с другой – сознательных сторонников развития. Чаша весов колеблется то в одну, то в другую сторону. Но в общем всегда были и будут артисты, которым важно что-то сказать через свою музыку. Я стараюсь сам, чтобы и моя музыка и музыка, которая выпускается у нас на лейбле, несла что-то слушателю помимо развлечения. Думаю, лучшее что можно сделать по этому поводу – просто делать своё дело, чем я и занимаюсь.
Но в целом же вообще у нас в стране сейчас с саморазвитием становится гораздо лучше, чем раньше, появляется всё больше разного рода семинаров и лекций по развитию личности. И я думаю, рано или поздно это отразится и на хип-хоп движении. Пока же сознательные хип-хоп артисты у нас в меньшинстве...


Возвращаясь к теме 299 Records, скажи как идёт сотрудничество с западными артистами? Насколько они заинтересованы в работе с лейблом из России и насколько отличается сама работа с ними в сравнении с нашими артистами?

В целом мы сейчас гораздо больше времени и сил уделяем именно международному рынку и зарубежным артистам. На это много причин. Самая главная – я считаю, что лучше равняться на более высокий пример. Мы работаем с такими артистами, которые могут стать очень серьёзным примером для многих русских артистов. В основном это уже взрослые, как физически, так и музыкально, артисты. Средний возраст – примерно 35-40 лет. То есть это в основном люди, которые уже около двадцати лет профессионально занимаются музыкой. С этими людьми очень интересно сотрудничать – им не надо объяснять как надо работать. Они понимают многие ньюансы творческого процесса. Поэтому это позволяет сконцентрироваться на креативе, не отвлекаясь на образовательные моменты.
С другой стороны мы всё равно работаем и с русскими артистами, потому что нашу сцену тоже надо развивать. И не только примерами западных артистов, но и конкретными примерами наших артистов. С русскими конечно, гораздо сложнее, и в плане коммуникации, и в плане профессионализма.


С кем из западных артистов ты начал работать недавно или готовишься начать работать в ближайшем будущем?

Среди новых артистов лейбла – Phoenix Orion – очень интересный МС, который лично на меня оказал очень большое влияние. И конкретно он оказал влияние на мой альбом «Пришельцы из Прошлого». В 2013 году мы выпустили его первый у нас на лейбле альбом «Bionik». Phoenix Orion – весьма эклектичная личность. Он тоже очень любит смешивать разные ингридиенты. И казалось бы несмешиваемые. Наша русская аудитория конечно пока не очень готова к его музыке, но на западе он пользуется популярностью. Его музыка сейчас – это смесь хип-хопа с различными электронными стилями, в первую очередь имеющими дабовую основу. Это не совсем дабстеп в привычном смысле, но в принципе рядом. По сути дабстеп – это тоже разновидность хип-хоп музыки. А Phoenix Orion к этому ещё примешивает различные фишки из «южного рэпа». Музыку на альбоме делал Bionik – очень талантливый битмейкер, который работает сейчас в основном с такими артистами как Acyealone, Ice-T, Kool Keith, Too Short, Ras Kass, Tash, Edo G. В целом же он работал вообще и со звёздами из совсем других областей музыки, например, Sting, Smashing Pumpkins, R. Kelly... Phoenix Orion как МС очень разнообразен – в разных треках он читает совершенно по-разному, такое ощущение, что у него несколько голосов. И тематика треков тоже очень разная. Но при этом его отличает как раз тоже стремление сказать что-то слушателю. Если, конечно, слушатель готов слушать...
Канадец Factor – не совсем новый артист на 299 Records – он принимал участие в некоторых альбомах лейбла – Awol One «Afterbirth» и Epic «Scarf Face». Но сейчас мы наконец дошли до выпуска целого альбома – это совместный диск Kay The Aquanaut и Factor – отличное сочетание МС и битмейкера, как в старые добрые времена, когда было много таких дуэтов. И это очень гармоничное сочетание – альбом получился приятный и атмосферный.
Другой новый артист на лейбле 299 Records – Black Silver – участник супер группы Analog Brothers, куда помимо него входят Kool Keith, Ice-T, Marc Live... Также он участник культовой калифорнийской группы 2000 Crows, откуда впоследствии вышел Zagu Brown – основатель Global Phlowtations. Black Silver записал уже почти с десяток альбомов, в том числе совместный альбом с Ice-T и совместный альбом с Tash из The Alkaholiks. Мы сейчас готовим к изданию новый альбом Black Silver «Slang Banging». Музыку на нём делал французский битмейкер DJ Junkaz Lou, а в записи альбома приняли участие Kool Keith и Marc Live. Так что ждите альбом! Это будет настоящая бомба! Совершенно космический продакшн, отличная читка.
Есть ещё несколько проектов в работе, которые я бы пока предпочёл придержать в секрете. В общем, мы как обычно, работаем сразу над несколькими проектами, причём очень разными. Но все они по своему очень интересны.


Георг Корг в VK: vk.com/georgkorg
2.99 в VK: vk.com/label299records
2.99 сайт: 299records.com

Автор: Nelson Sufi
Журнал "Слово" в VK: vk.com/club10364610
Источник: slovomag.com/index.php/magazine/75-qslovoq-14
Скачать 22ой номер в формате pdf: yadi.sk/i/59u98lBwaklMjQ
Организация интервью: HandsAndLegs

        ТЭГИ: 2.99, Георг Корг, Слово журнал