block

Интервью Sir-J для журнала "Слово"

Интервью Sir-J для журнала "Слово"

То, что Sir-J в представлении не нуждается – неоспоримый факт. В русскоязычном хип-хопе это имя знает каждый, кто по- настоящему интересуется данной культурой и музыкой. Однако не только звание ветерана и одного из создателей рэпа в России, но и интересные альбомы и новые проекты последних лет привлекают к Sir-J’ю внимание слушателей, которым не хватает качественного рэпа на русском языке.

Интервью Sir-J для журнала "Слово"
Оглядываясь назад, какие переломные точки в истории российского рэпа ты видишь?

Я считаю, что это начала последних десятилетий, то есть 80-е, 90-е, 2000-е, 2010е. Хотя, последнюю декаду можно исключить . Всё шло последовательно и ровно, в такт со временем. Хип-хоп развивался, хоть и с неким подражанием западу, но со своим лицом.

Может быть в некоторых из этих переломных моментов русский рэп пошёл по ошибочному пути развития?

Думаю, с середины 2000-х, тогда пошёл сплошной плагиат, повальное увлечение гламурным хип-хопом, что и привело практически к краху культуры. Или, как минимум, к издевательству над ней. Хотя, безусловно, привлекло внимание масс к самому «бренду» хип-хоп.

Вообще, какова твоя оценка рэпа в России? Если сопоставить ожидания, которые были в начале и то, что есть сегодня, то какой вывод ты можешь сделать?

Пока есть люди, ценящие «настоящий» хип-хоп, думаю не всё потерянно. А ожидания всегда непредсказуемы.

Когда ты создал команду Bust A.S! вы начали читать рэп на английском языке. Во многих странах вначале бытовал стереотип, что рэп можно читать только по-английски. Разделяли ли вы тогда это мнение?

Я даже был в этом уверен. Но со временем понял, что это далеко не так. Хотя сам, до сих пор, предпочитаю слушать рэп на английском.

И как произошёл переход к русскому языку? Что подтолкнуло к этому?

С подачи Лигалайза, где-то в 1996-м. Он предложил попробовать зачитать на русском, приготовил тексты. Мы записались, мне понравилось. После этого я начал слушать и наших исполнителей. Многие даже нравились. Хотя у нас и раньше писали песни, где смешивали русский язык с английским.

Ещё в середине 90-х ты выступал против гангста-лирики в русском рэпе. На сегодняшний день она переродилась в не лучшее явление –треки для гопников про спайс, район и пацанские понятия. Как считаешь – неизбежна ли была популяризация такого рода рэпа в России?

Этот «хип-хоп» чужд мне. Я далёк от него, как от фэшн-шоу и травести. Однако, он приносит доход исполнителям, да и наша молодёжь теперь ещё тупее. Вроде, всё как надо?

Твои тексты всегда отличались от большинства. В них поднимались разные темы, с одной стороны из реальной жизни, с другой – не загнанные в какие-то строгие рамки однозначного послания слушателю. Расскажи о твоём видении хорошего текста и чего не хватает многим артистам для этого?

Воображения. Я никогда не заявлял, что у меня гениальные тексты. Были со смыслом, были простые и ни о чём. Но, считаю, что они были интересны. То, что я слышу сейчас, это банальная констатация фактов из жизни – это я про основную массу – и никакой будоражащей фантазию лирики.

Мне, со стороны, видится эпоха зарождения хип-хопа в России как время естественных поисков творческих идей и форм их воплощения. То есть искренняя эпоха, и в то же время «подземная» в том смысле, что это не сулило никаких перспектив, и большинству людей было совершенно не понятно. Плюс ко всему и стандартная для постсоветского пространства агрессия по отношению ко всему, что выходит за рамки «общепринятого». То есть это было такое творчество вопреки окружающей действительности. Я прав?

Абсолютно. Ты, практически, сам ответил на вопрос. Настоящее творчество, оно бунтарское, на эмоциях. Я не скажу, что я, мол, только за идею и готов умереть в нищете, но мэйнстрим – это тупо поднятие бабок.

Согласен ли ты, что такой натуральный контр культурный аспект способствует развитию искусства действительно связанного с жизнью его создателей и их мироощущением, в отличие от творчества в условиях «оформленной» музыкальной индустрии?

Люди, живущие настоящей жизнью и выражающие свою реальную точку зрения и взгляды на мир, как бы, гении «поневоле», я б сказал. Народ, в основном же, привык, чтоб ему разжевали и в рот положили. Напрягать мозги по теме чьих-то проблем, даже если это их собственные, лень и раздражает. И так в говне живём, а тут ещё и слушать об этом. Вот и проживаем в мире грёз, смотрим, как хорошо кому-то, кто сколько получает и охаем-ахаем.

Сегодня многие ветераны рэпа из постсоветских стран часто сетуют на то, что они стояли у истоков, а про них никто и не вспоминает сегодня. И вся слава, и возможность зарабатывать творчеством, досталась новому поколению, которое только в 2000-х начало что-то делать. Что ты скажешь об этом мнении? Людям просто не повезло быть молодыми в то время, когда хип-хоп здесь был никому не нужен или же конкретные люди не сумели «раскрутить » хип-хоп в индустрии развлечений? А те, кто пришёл за ними, сумели, оценив их ошибки и сделав правильные выводы?

Многие мои знакомые, не считая тех, кто ушёл из жизни, просто сдались, ибо считали, что сейчас они как бомбанут! Да как баблос повалит! При этом рассчитывали на приход в течение года максимум. А потом, конечно, можно говорить о том, что мы были у истоков, вы нам обязаны, вы росли на нас и т.д. Другие же до сих пор у руля, те же Bad Balance, Многоточие, 25/17, да куча других. А ошибки совершил только тот, кто не верил в альтернативное движение супротив поп-культуры.

Многих родоначальников рэпа в России уже, к несчастью, нет в живых. Расскажи о твоих воспоминаниях про Грюндига и Тюленя из КТЛДиЛЛ.

Прости, не то, чтоб я не хотел отвечать на этот вопрос, но я думаю, что на это может уйти вечер.
Как можно рассказать свои воспоминания в двух предложениях? Это были замечательные, творческие личности, факт. Мы их любим и помним до сих пор! Но это штампы. По-настоящему можно рассказать, лишь посидев и пообщавшись.


Как считаешь, сегодня поэзию Грюндига ценили бы на уровне общепризнанной литературы? Он ведь, по сути, уникальный поэт в России. И по стилю, и по мироощущению, впитавший и выразивший эпоху 90-х годов с точки зрения молодёжи тех лет.

Сегодня она не менее актуальна в своих сферах. Но, опять же, его поэзия для избранных. Я сам несколько раз перечитывал стихи, чтобы, наконец, вникнуть в смысл. Знаешь, были популярны такие 3D картинки: ты на них смотришь долго, а там образ проявляется. Вот это о Грюндиге.

Расскажи о твоём участии в фестивале Rap Music – от выступлений до судейства. Как изменился фестиваль за его долгую историю? И как изменился в целом состав и уровень его участников, на твой взгляд?

На первом фестивале мы вылетели. Не буду отмазываться, но жюри там сидело вообще к рэпу никакого отношения не имеющее. Видимо поэтому Влад и решил позвать на последующие фестивали компетентных членов. Уровень участников менялся постоянно, по синусоиде, как и сами фестивали. Были успешные, были и почти провальные, но атмосфера была чумовой, прости за просторечие. Ощущение погружения в настоящую хип-хоп тусу. Хотя почему ощущение, так оно и есть.

Хотя тебя чаще причисляют к исполнителям хардкор рэпа, пишут, что ты поклонник фанка. Как считаешь, почему в России особо не прижился хип-хоп, построенный на классическом фанке? И кого бы ты назвал из российских МС и битмейкеров, работающих с фанком?

Почему не прижился, просто он тоже понятен узкому кругу и мы о нём мало слышим. Хотя, думаю, многие знают про отца этого движения МД&С Павлове и конечно, Братьях Улыбайте.

Твоё сольное творчество второй половины 2000-х годов пришлось на эпоху, когда рэп в России стал стремительно меняться. Расскажи как ты себя чувствовал в тех условиях и насколько эти изменения влияли на твоё собственное творчество?

Никак. Я шёл своим ходом. Нет, я конечно следил за развитием рэпа в России, но в основном делал по-своему. Если б я стал подрожать кому-то, то это была бы липа, и это был бы ни я. Зачем изменять самому себе?

Самый свежий твой релиз на сегодняшний день – «Разрушители мифов» в составе дуэта RAPtila Camaradaz. Альбом стал образцом старой школы, напоминая слушателю о корнях, и в то же время демонстрируя ему современный уровень качества звучания классического хип- хопа. Расскажи о RAPtila Camaradaz и о планируемых релизах.

Мы планируем писать новый альбом. Концепция особо не поменяется, может быть более ироничный, но в стиле RAPtila Camaradaz. Пока готовим два сингла. Студийного времени, как и нашего, всегда не хватает.

Параллельно с RAPtila Camaradaz пишешь ли сольные треки? И планируешь ли выпустить сольный альбом?

Да он в планах, но на деле только больше битами, чем на бумаге. Минуса готовы, а вот темы не пишутся пока. Так называемый, творческий кризис… Но я целеустремлён и одухотворён, так что, всё будет хорошооо!

Журнал "Слово" Вконтакте!
Сайт журнала "Слово" - www.slovomag.com
Скачать 23ий номер в формате pdf!
Читать 23ий номер журнала "Слова" он-лайн

Sir-J в Вконтакте: https://vk.com/id8416121

Организация интервью by HandsAndLegs

        ТЭГИ: Sir-J, RAPtila Camaradaz, D.O.B. Community, Слово

РЕКЛАМА:

......
H&L В СОЦ.СЕТЯХ: